WIDTH=1000>


НА ГЛАВНУЮ | БАЗОВЫЙ КУРС САМООБОРОНЫ | БИБЛИОТЕКА | ВИДЕО | STREET-WORKOUT | ЗДОРОВЬЕ

 

 

Алексей Маматов, Рустем Агишев - 3 самых эффективных приема самообороны: что отличает жертву от хищника?

к содержанию

 

3. Основные ошибки, которые обыватель совершает на улице

 

Навыки традиционных боевых искусств или спорта не спасают

Пример из жизни, который показывает то, как навыки традиционных боевых искусств или спорта по большому счету не спасают от жизненных ситуаций. Т.е. спортивные единоборства готовят к поединку на татами - на ковре, боевые искусства - это путь совершенствования физики, психики человека, но к грязной уличнои самообороне они имеют довольно опосредованное отношение. Один мой знакомый обладает третьим даном по айкидо (для тех, кто не в курсе, после чёрного пояса это еще 2 ступеньки вверх, т.е. это уже третья мастерская степень). Очень солидный и хороший уровень.

Человек с хорошей физической подготовкой, двигался к крупнейшему московскому залу боевых искусств.

 

 

Дело происходило в самом центре Москвы, в районе Красной Пресни, среди бела дня. Вплотную к этому залу примыкает отделение милиции, тоже достаточно

крупное. Было около 16 часов, ещё светло, на улице присутствуют прохожие. Мужчина, что называется, в самом расцвете сил, мастер боевых искусств, в великолепной физической форме, он идёт по столице Родины своей, в самом центре этой столицы, куда, казалось бы благополучней, безопасней ситуация... И тут два пятнадцатилетних шкета останавливают его с классическим вопросом «сколько времени».

Дальше рассказ пострадавшей стороны. «Подсознательно я помню, что надо держать дистанцию безопасности. Не подпускать незнакомых людей во фланг. Больше того, я помню мамино высказывание, о том, что не надо общаться с незнакомыми людьми. Но умом то я понимаю, что я в центре Москвы, белый день, рядом отделение милиции, я мастер боевых единоборств, у меня великолепная и спортивная и физическая форма. А передо мной два тощих пятнадцатилетних пацана. Кто они против меня? Да никто!

Поэтому я совершенно спокойно смотрю на часы».

 

 

Дорогой читатель, внимание!

Вспомните, как Вы смотрите на часы: в момент взгляда на циферблат часов, наше внимание из внешнего мира переключается на маленькие стрелочки или циферки. В психологии это называется транс. Т.е. наше сознание вынуждено осознать показания на циферблате, и потом вербализировать их - выдать в виде ответа. Мы переводим наш взгляд, опускаем голову, очень удобно разворачиваем челюсть, подставляем её к оппоненту. Больше того, в этот момент мы не видим оппонента. Идеальное условие для атаки. Потом мы делаем вдох, и мы начинаем говорить. Именно этот момент хулиганы предпочитают использовать для атаки.

 

 

Так вот, один из этих шкетов брызнул нашему мастеру единоборств в лицо газовым баллончиком, а второй в этот момент зашёл с фланга и несколько раз ударил его по затылку. Дальше, что называется, не больно. Герой приходит в себя без часов, сотового телефона и денег. Не столько больно, сколько обидно. Такая простая ситуация. Подумайте об этом, подумайте о мнимых критериях безопасных мест, безопасного времени суток, о том, что хулиганы обязательно должны превосходить предполагаемую жертву по своей физической массе, быть в расцвете сил, быть более сильными физически, о том, что на мастера боевых единоборств никогда не нападут... Всё это миф. Два 15-летних пацана напали на взрослого дядю...

Действительно ли безопасно пытаться уболтать хулигана?

 

 

Мир боевых искусств, да и просто общественное мнение, в качестве распространенных попсовых рецептов выхода их этой ситуации (прошу обратить внимание на то, что распространенных совершенно не означает правильных и оптимальных) рекомендует так называемую попытку «съехать на базаре». Т.е. на специфическом жаргоне, на фене, уболтать этих так называемых пацанов, поговорить с ними по понятиям, по душам, «побазарить», и развести все проблемы. Все хорошо, если Вы провели энное количество времени в местах с железо-бетонной архитектурой, ограниченной колючей проволокой, и данный языковой жаргон является для Вас естественным и непринужденным. Либо, если Вы работаете сотрудником этого самого заведения. Сотрудников подобных заведений они, кстати, тоже всегда чувствуют на бессознательном уровне и очень редко на них нападают.

Лица ряда профессий, начиная от возникших в 90-е годы так называемых переговорщиков, и заканчивая профессиональными психологами-коммуникаторами, зачастую достаточно самоуверенно относятся к собственной способности уболтать любого среднестатистичного гопника или группу таковых. И в силу интеллектуального превосходства, и в силу профессиональных навыков, и в силу огромного количества успешно проведенных переговоров, или так называемых «стрелок» с этими самыми пацанами. Но, к сожалению, иногда, в жизни получается совсем не так, как в учебнике психологии или в рамках какого-то тренинга по общению.

 

 

Приведу пример, произошедший некоторое время назад с моим добрым другом, профессиональным коммуникатором. Этот человек в клубе увидел, как одного из своих хороших знакомых, кто-то прессует. Т.е. гопник насел с нехорошими базарами и начал продавливать его знакомого. Мой друг решил за него вступиться, он влез в коммуникацию с гопником, и, как ему показалось, вполне успешно уболтал того, убазарил. Претензии гопника были исчерпаны, через некоторое время гопник тихо испарился, улетучился. На выходе из клуба мой друг был внезапно атакован группой уже из четырех гопников, включая того человека, с которым он общался. При этом, видимо, герой предыдущего общения сообщил своим друзьям о том, что данный человек очень здорово убалтывает и пудрит мозги. Поэтому они не вступали с ним ни в какое общение, а сразу внезапно наскочили на него и стали наносить ему удары. В случае с моим другом история закончилась относительно благополучно, т.е. он сумел сбежать. Но данный пример показателен тем, что преступник, даже если Вы один раз их уболтали, «укоммуницировали», могут запомнить Ваш великолепный навык общения и в следующий раз не дать Вам возможности общаться с собой, а просто атаковать Вас внезапно.

К сожалению, вступление в общение с агрессором вообще не прокатит в ситуации:

А - внезапного нападения - т.е. Вы поднимаетесь в лифте на 8-й этаж родной квартиры, двери открываются, неадекватный мужчина, который стоял на лестничной клетке пытается Вас ударить. У Вас нет времени начать с ним коммуникацию. Он раз уже бьёт, причём ладно бьёт кулаками, он может бить чем-то похуже - т.е. битой, кастетом, ножом, «розочкой».

Б - с людьми, люди находящимися в сильной степени интоксикации алкогольными или наркотическими препаратами - грубо говоря, сильно пьяными или укуренными, или уколотыми. Активность коры у таких людей сведена к минимуму, и возможности общения с ними тоже сведены к минимуму.

Как правило, гопник использует так называемый внутренний сценарий переговоров, основная цель которого поставить Вас в положение козла отпущения, а после этого нормальным пацанам, что называется, «козла запинать невзападло». Так вот, смотрите, уже самим фактом вступления в коммуникацию с гопником, Вы ставите себя даже не на одну лавочку с этим низкосоциальным и низкоранговым существом, а ставите себя даже ниже этого существа.

 

 

Второй момент: используются так называемые готовые схемы или сценарии переговоров, основная задача которых - ввести Вас в положение виноватого. И принцип здесь такой: чем дольше Вы с ними болтаете, тем больше своей энергии Вы теряете в процессе общения с ними, тем более виноватым Вы себя чувствуете, и с тем большей лёгкостью Вы либо отдадите свои деньги, либо получите некоторое количество побоев, якобы заслуженных Вами.

Ощущение ложной защищенности от ношения средств самообороны.

Если обыватель носит у себя в кармане средство самообороны, это прекрасно. Но еще прекраснее, если этим средством самообороны он умеет пользоваться. Причем, если это пистолет, то он умеет им пользоваться не на уровне «пострелять по статичным мишеням в тире», а умеет пользоваться на уровне стрельбы по нескольким движущимся объектам, одновременно с уходом с их линии выстрела. Плюс владеет навыками использования пистолета в рукопашной схватке как кастета, поскольку стрельба из пистолета, даже травматического гражданского, с ближней дистанции законодательно запрещена, и владеет навыками выхватывания этого самого пистолета в критический момент.

Большинство людей не обладает такими навыками. Нападение происходит, к сожалению, в самые неожиданные неподходящие для нас моменты, и поэтому наличие или отсутствие оружия в данной ситуации не играет никакой роли. Более того, если это оружие нападающие у Вас обнаружат, они могут использовать его против Вас.

История из жизни. Другой мой знакомый, согласно старорусскому обычаю, носит с собой барсЭтку. Так вот, в этой самой барсэтке, помимо энного жима денег, у него еще лежит волына - т.е. пистолет.

Внешность у него достаточно характерная, но вот, как-то кучка гопников, решила выбрать его своей жертвой. Такое бывает, не удивляйтесь, мои дорогие читатели. Даже крупного крутого мужчину шпана может выбрать своей жертвой. Давайте проведем аналогию с охотниками. Большинству охотников через некоторое время надоедает охотиться на мелкую дичь, на зайцев, на куропаток, и, если финансовое положение позволяет, они предпочитают валить лося, или медведя - нечто огромное. На уровне бессознательного, человек, таким образом, приобретает силу поверженного животного, или противника. То же самое, гопники готовы кучкой напасть на одного здорового большого крутого, и тем самым они приобретают часть его крутости и силы.

 

 

Так вот, на него напали. На него напали всей кучей внезапно. Пока он отмахивался, его сбили с ног, и он получил несколько ударов, потом нападающие убежали. Потом он, ощупав себя, обнаружил, что что-то разбито, что-то сломано, что-то уцелело, и потом он хлопает себя по лбу и говорит: «У меня же с собой пистолет!». Т.е. про пистолет он вспомнил ровно через 2 минуты после того, как нападение уже завершилось.

Соответственно, у обычного человека, у мирного обывателя, который впервые взял в руки оружие - травматический пистолет, газовый пистолет, нож, газовый баллончик, и собрался его носить с собой, возникает синдром ложной защищенности. Он, к сожалению, начинает считать, что оружие уже самим фактом своего существования, играет роль некоего амулета, который спасет его от всех опасных ситуаций.

Про моральные ограничения или «Стрелял вторым, но умер первым»

В мире боевых искусств существует большое количество мифов, и в полной версии книги о Бакланке мы большинство из них расскажем и перечислим. Пока же, в данный момент, я могу помянуть в качестве такого характерного примера широко распространенное убеждение, забитое во всех с детства, о том, что очень важно дать сдачу. Т.е. важно агрессору проявить агрессию, ударить Вас один или несколько раз, и в этом случае, если Правда на Вашей стороне, то Вы якобы успешно отбиваете его удары, и дальше Вы совершенно успешно даёте ему, так называемую, сдачу, термин произошедший из торговых операций на мелком уровне. Т.е. Вам дают подачу, Вы - сдачу.

В жизни получается не совсем так, а точнее говоря, совсем не так. В точности как в поговорке ковбоев Дикого Запада - добрый герой стрелял вторым, но, к сожалению, умер первым. Потому что наша физиология такова, что удар мы бросаем с помощью быстрых мышц- разгибателей, а защищаемся, как правило, с помощью медленных мышц-сгибателей. Т.е. самому, самостоятельно, даже имея солидный опыт контактных единоборств за плечами, отбить первый внезапный удар, в условиях улицы или кабака, а не татами или спортзала, очень и очень тяжело, проблемно. А профессиональный хулиган, скорее всего, постарается, чтобы первый удар был же последним. Т.е. он утяжелит этот удар кастетом, положит в руку какое-то средство, либо постарается попасть Вам в какую-то уязвимую точку, чтобы не бить второй раз.

 

 

< назад | к содержанию | вперед >